Клиники для детей и их родителей
Работаем: пн-пт -09:00 - 21:00
                     сб -10:00 - 20:00 
                     вс-выходной
Адреса:  г. Уфа, ул. Бакалинская, д.25
                 г.Уфа,ул.50-летия Октября, д.20
(347)293-50-94
293-52-98
(917)493-50-94
Заказать звонок
Запись на прием
Я согласен с условиями политики конфиденциальности
Укрепляем нервную систему малышу

Новости

Укрепляем нервную систему малышу

Укрепляем нервную систему малышу


                    Укрепляем нервную систему малыша.
Большинство малышей после выписки из роддома направляются на консультацию к врачу-неврологу. К сожалению,  обнаруживаются те или иные нарушения нервной системы, которые требуют наблюдения и систематического лечения. О причинах, которые вызывают развитие подобных проблем и о той помощи, которую оказывают ребенку невропатологи, нам рассказывает детский психоневролог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории и заслуженный врач РБ, Хамитова Гульнара Рафиковна.
-Гульнара Рафиковна, какими потенциальными возможностями обладает малыш, появившийся на свет?  
-Новорожденный ребенок обладает уникальными ресурсами, позволяющими ему учиться и осваивать все новые области знаний. Поэтому его познание окружающего мира фактически начинается с самого рождения. К сожалению, развитие не всегда происходит равномерно, поскольку физиологические особенности каждого малыша обусловлены различной скоростью созревания отдельных психофизиологических функций. В норме, эти процессы проходят одновременно и взаимосвязано в трех направлениях – физическом (двигательном), когнитивном (познавательном) и психосоциальном. Между ними существуют сложные взаимоотношения: нарушения в одном из них приводит к проблемам в развитии других. Изменение нормального течения перинатального периода (который охватывает промежуток времени от 28 недели беременности, период родов и заканчивается через 168 часов после рождения), а также тяжелые заболевания ребенка первого года жизни могут стать причиной развития психического дизонтогенеза. То есть задержки или искажений моторного, психического или речевого развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.
-Какие факторы в целом оказывают влияние на развитие нервной системы?
-Нормальное развитие ребенка представляет собой сложный процесс, который запускается генетической программой и реализуется под влиянием условий окружающей среды. Основную роль здесь играют биологические факторы - те, которые обусловлены наследственностью и состоянием здоровья его родителей. Они определяют особенности формирования структуры и функций различных отделов центральной нервной системы. Во многом от них зависит наличие у ребенка патологии головного мозга или его органических поражений.
-Какие нарушения могут возникнуть на этапе внутриутробного развития, помимо тех, что предопределены генетически?  
-Ничто не оказывает большего влияния на характер жизни и состояние здоровья малыша, как болезни и повреждения, возникающие в перинатальном периоде. Опасности, которым подвергается здоровье ребенка на этапе внутриутробного развития и родов, даже выше, чем во все прочие периоды жизни. Наибольшее воздействие при этом испытывает нервная система, состояние которой определяет все дальнейшее развитие ребенка. Более того, ее поражения усугубляют предрасположенность к соматическим заболеваниям, определяя тяжесть их течение, служат в дальнейшем причиной школьной дезадаптации.
-Что влияет на состояние нервной системы ребенка после его рождения?
-После появления на свет она формируется под влиянием того окружения, в котором малыш растет и воспитывается. Эмоциональный контакт с матерью, особенности воспитания и общения с ребенком, взаимоотношения между родителями и атмосфера внутри семьи – всё это накладывают тот или иной отпечаток на развитие нервной системы. Позже, когда малыш идет в ясли, детский сад, его нервная система тем или иным образом будет реагировать на новый социальный контакт с детьми и с воспитателями. Именно поэтому необходимо уделить особое внимание созданию благоприятной развивающей среды для ребенка, учитывая его возрастные особенности.
-Чем грозят функциональные нарушения мозговой деятельности ребенка – диагноз, с которым приходится сталкиваться многим родителям?
-Подобные нарушения закладываются еще на уровне внутриутробного развития ребенка и проявляются в полную силу уже по мере взросления малыша. Их симптомы - недостаточная концентрация внимания ребенка, снижение интереса к окружающему миру, шум в ушах и прочее. Такие малыши, будучи не в состоянии описать свои ощущения, отличаются плаксивостью, внезапной сменой настроения или апатией. Эти заболевания поддаются успешному излечению. Для обеспечения нормальной работы головного мозга необходимо проводить курсовые лечения, улучшающие кровообращение головного мозга и снабжение его клеток кислородом. Пренебрежение назначениями врача, его рекомендациями, может привести к серьезным  проблемам подрастающего ребенка: частые головные боли, раздражительность, снижение памяти.
    -С чем связано наличие двигательных нарушений у новорожденных?
-Такие нарушения часто наблюдаются у детей, перенесших гипоксию. Их констатация необходима уже с первых дней жизни, так как позволяет определить локализацию поражения нервной системы и проводить целенаправленную терапию. Педиатры проверяют определенные рефлексы, и если обнаруживают те или иные отклонения, направляют к невропатологу. Существующие проблемы родителям часто кажутся несущественными, поскольку в грудном возрасте они мало проявляют себя, и внешне малыш выглядит вполне здоровым. Но в дальнейшем, когда ребенок начитает активно ходить, те или иные нарушения проявляют себя в полной мере. Развивается косолапость, нарушением осанки, неправильная постановка стопы и прочее.
    -Что означает термин «задержка психического развития» и в чем это выражается?
-Это патологические состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом. Они граничат с умственной отсталостью. При этом заболевании нарушения проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности – моторной, познавательной, эмоционально-волевой. Развитие речевых способностей затруднено с раннего возраста, вследствие замедления созревания структур головного мозга. Искажение психического развития характеризуется неравномерностью, диссоциативностью развитий соответствующих функций. В некоторых случаях проявления ЗПР сопровождаются гипокинетическими состоянием (чрезмерная активность и невозможность сосредоточиться на каком-либо занятии), нарушением поведения, расстройствами аффективной, то есть эмоциональной, сферы. Такие малыши поздно начинают ходить, говорить или проявляют импульсивность в процессе игры, бурно реагируют на свои неудачи. Им очень сложно находиться и общаться в своем социуме.
-Ваши пожелания нашим читателям.
-Будьте внимательны к своему малышу! Своевременное выявление и коррекция отклонений в развитии могут значительно снизить риск возникновения серьезных заболеваний в будущем. Берегите здоровье ваших детей, и они порадуют вас в будущем!
Спасибо за интересную беседу!


Возврат к списку